Личный опыт. Все по-взрослому

Личный опыт. Все по-взрослому
Под вой двигателей машины мчатся по трассе, обгоняют друг друга, переворачиваются. Впору забыть, что «болиды» и до колена не достают своим пилотам... О гонках радиоуправляемых моделей мы беседуем с опытным  автомоделистом Николаем Власовым...

Мощность двигателя багги объемом 3,5 «кубика» составляет около 3 л.с. — примерно по «лошади» на килограмм веса машины. Скорость 200 км/ч не предел...

— Николай, посмотреть на это со стороны занятно, однако не совсем ясно, в чем кайф для участников. Я понимаю, когда ты сам сидишь за рулем: азарт, борьба, холка в мыле и так далее. А здесь?

— Здесь уровень адреналина тоже зашкаливает. Я одно время участвовал в ралли, выполнил норматив мастера спорта, ездил штурманом с известным пилотом Андреем Коноваловым, и десять лет назад мы с ним выиграли Кубок России, так что могу сравнивать. Поверьте, в гонках моделей азарта не меньше, чем в «Формуле-1» или Ралли Монте-Карло.

— Когда у настоящего автомобиля колеса отрываются от земли, он теряет управляемость, а пилоты моделей, я заметил, умудряются управлять машинками и в момент прыжка с трамплина…

— Сигнал с радиопередатчика в руках водителя идет на два сервопривода: один вращает руль, другой задействует акселератор и тормоз. Команды выполняются мгновенно — колеса поворачиваются на полный угол за 0,05 с. Когда модель находится в полете, ее движение тоже можно корректировать: «поддашь газу» — нос машины поднимется, «притормозишь» — опустится. Кроме того, поворотом руля можно накренить ее влево или вправо.

— К соревнованиям машины готовят как-то специально?

— Здесь техническая подготовка так же важна, как и в больших гонках. Спортивная модель по сложности конструкции не уступает настоящему автомобилю. И по возможностям настройки тоже. Соответственно характеру трассы регулируется высота рычагов подвески, величина колеи, жесткость блокировки дифференциалов. Можно изменить практически все параметры ходовой части и рулевого управления. А еще надо правильно выбрать резину: для пыльного грунта — одни шины, для мокрого асфальта — другие…

— Можно подумать, речь идет не о миниатюрных моделях, а о какойнибудь «формуле»…

— Между прочим, многие профессиональные гонщики, от Айртона Сенны до Льюиса Хэмилтона, увлекались моделями. Возможно, это хобби помогло Льюису стать одним из самых адекватных пилотов по части настроек автомобиля — он всегда может дать механикам грамотный совет. А в автомодельном спорте все готовы что-то подсказать другим, даже поделиться секретами с соперниками. К примеру, какой-то новичок запросто подходит к чемпиону мира: «У моей машины в повороте зад подкидывает. Не знаешь, почему это?»

— «О’кей, поставь сюда шайбочку, все наладится». Моделисты — это очень открытое и доброжелательное сообщество.

— У моделей есть своя классификация?

— Да, они делятся на группы: для шоссе и для офф-роуда, для любителей (мы их называем хоббистами) и спортсменов. Спортивные модели выпускаются в масштабе 1:5, 1:8, 1:10, 1:12, хоббийные — 1:24, там детали настолько мелкие, что добиться тонких настроек нельзя. Эти машинки в основном предназначены для того, чтобы катать их по квартире. Впрочем, для них проводятся и соревнования на миниатюрных трассах. Различаются также типы моторов: можно выбрать электро или нитродвигатель, работающий на спиртовой смеси. Самые крупные модели масштаба 1:5 массой от 12 кг иногда оснащаются бензиновыми моторами.

— Как насчет технических характеристик?

— Скажем, мощность нитродвигателя багги объемом 3,5 «кубика» составляет около 3 л.с. — примерно по «лошади» на килограмм веса машины. Рабочий диапазон — от 27 000 до 34 000 об/мин. Скорость 200 км/ч для таких моделей не предел. У шоссейных машин тяга еще больше — они на прямой разгоняются до 250 км/ч.

— Есть еще кордовые модели. Пилот крутит их «на веревочке», как аналогичные модели самолетов?

— Нет, они соединены тросом со столбом и наматывают круги по бетонной дорожке. Эти модели называют ножами за характерную обтекаемую форму. Их задача — показать максимальную скорость. Пилот «ножам» не требуется, здесь главное — инженерное мастерство, отточенные настройки двигателя. Скорости достигают 360 км/ч, так что очертания машины смазываются в глазах зрителей. Отдельная песня — трассовые модели. На треке длиной 34 м оборудовано восемь дорожек, по которым они едут. По принципу действия похоже на монорельс. Машинки никуда не могут деться с дорожек, однако у таких «гонок» немало поклонников.

— Вы сами предпочитаете оффроуд или шоссейные модели?

— Это зависит от сезона. Багги — тема летняя. Солнышко, свежий воздух, пыль над трассой, машины скачут по «верблюдам», «столам» и прочим искусственным препятствиям… Но в конце концов от такой жизни устаешь — хочется меньше грязи и больше упорядоченности. Тогда осенью перебираешься в зал, где катаются шоссейные модели. За зиму успевают надоесть шоссейки — убираешь их на полку и вновь достаешь внедорожные машины. Так и чередуешь в зависимости от времени года. — К настоящим автомобилям у вас такой же подход? — Практически такой же. Зимой езжу на полноприводном дизельном BMW 525 с М-пакетом. Летом пересаживаюсь на Porsche 911 Carrera.

— Когда вы впервые сели за руль?

— Как только исполнилось 18 лет, сразу сдал экзамены на права. В автошколе отучился заранее. Родители на день рождения подарили мне Jeep Cherokee…

— Добрые родители! — …китайской сборки. Кузов был сварен из трех, под капотом — 2,5-литровый карбюраторный двигатель, сиденья обшиты кожей, но при этом не регулировались. Зато мы для солидности поставили на него колеса от Ford Explorer. Родители вручили мне ключи под честное слово: я обещал, что первое время буду ездить только со старшими. Слово сдержал — первый день катался с папой. На второй уехал без него… Этот джип постоянно ломался и через полгода развалился окончательно, но попутно я научился за полчаса разбирать и собирать коробку передач…

— Как люди приходят в автомодельный спорт?

— Как правило, случайно. Увидел, как другие катаются, купил модель в магазине, собрал (они в готовом виде не продаются), понравилось… Первую модельку десять лет назад мне подарила жена Елена. Любой мужик в детстве не наигрался в машинки, такой подарок для него в кайф. Это был полный кит шоссейной модели. Продавец предрек: месяц промучаюсь со сборкой, потом приду к нему советоваться. Я пришел через два дня с собранной машиной. Он сказал: «Вот еще один настоящий моделист появился». Хотя до настоящего мне было еще далеко. У всякого новичка бывает период «хоббизма», когда катаешь машины по дворам и паркам, заваливаешь шкаф или целую комнату моделями и… можешь забросить это надоевшее занятие. Но мне повезло — через пару лет знакомый предложил поучаствовать в гонках с электробагги 1:10. Я отправился на чемпионат России и победно занял 25-е место из 25 возможных. Затем случайно подвернулось свободное место на чемпионате Европы, и там моя модель пришла к финишу предпоследней. Так дальше и пошло…

— Елена, можно сказать, вас спровоцировала. А сама она увлекается автомодельным спортом?

— Увлеклась немного позже, когда я им уже всерьез занимался. Кстати, на гонках бывает много семейных команд: например, сын — пилот, папа — механик, мама — менеджер по питанию и проживанию. У нас в семье все любят гоняться. Нашему сыну 14 лет, он уже выиграл первенство России и активно пытается бороться с Еленой. Не так давно в соревнованиях обе боролись за выход в полуфинал, и дочка вынесла маму в повороте. Шестилетний сын Олег уже участвовал в гонках шоссейных моделей и занял предпоследнее место. У него в планах — хотя бы повторить этот результат, если не удастся улучшить. Так всей семьей на соревнования и ездим.

— Вчетвером на Porsche?!

— Нет, для этих целей у нас есть мамин Hyundai Santa Fe. За лето наматываем на нем по всей стране 30 000–40 000 км.

— Бизнес, гонки… Я так понимаю, что на отдых в привычном понимании этого слова — курорты/море/пляжи — времени у вас уже не остается?

— Для отдыха стараюсь менять виды деятельности. Сейчас, например, занимаюсь вопросами спортивного волонтерства в рамках проекта «Команда-2018» — подготовки к чемпионату мира по футболу. Но это временно. А модели, видимо, уже навсегда.

Наша справка

Николай Власов —  Родился в 1975 году в Нижнем Новгороде. С трех лет живет в Москве. Окончил Высшую школу экономики (юридический факультет). Владелец типографии и дизайн-студии. Считает, что по азарту и накалу страстей состязания радиоуправляемых моделей не уступают .Формуле-1..

Какой-то новичок запросто подходит к чемпиону мира: «У моей машины в повороте зад подкидывает. Не знаешь, почему это?»

— «О’кей, поставь сюда шайбочку, все наладится».